«Чувствуешь себя волшебником». Как учитель музыки и ИЗО меняет жизнь вокруг себя.

Елене Владимировне Биттыковой 41 год, все эти годы она живет в Судьбодаровке и помнит и лучшие для села времена. Теперь молодые люди, окончив местную школу, уезжают в город учиться в колледжах и вузах, но обратно не возвращаются – нет ни подходящей работы, ни развитой инфраструктуры, даже скоростной интернет появился только этим летом.

Елена Владимировна Биттыкова.jpg

– На нашей улице не было детской площадки, дети играли практически на мусорной куче, – рассказывает Елена Владимировна. В 2018 году учитель местной школы и многодетная мама стала одним из победителей грантового конкурса программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Основная цель конкурса - поддержка талантливых людей, которые стремятся менять жизнь вокруг себя к лучшему. Благодаря проекту Елены Биттыковой «ЧУдетство» на улице Школьной появились первая песочница, горка, качели и лесенка.

Мы стоим с Еленой на детской площадке, возле которой пролегает длинная перекопанная полоса – здесь недавно проложили интернет-кабель, который снабдит быстрой связью, в первую очередь, больницу, а затем и школу с детским садом.

– Весной все жители улицы вышли на субботники и убрали с улицы мусор. Оборудование для площадки везли из Таганрога, а устанавливали сами. Глава сельсовета с рабочими размешивали цемент, ровняли землю. И 1 июня открыли детскую площадку.

Елена Владимировна проводит экскурсию по селу и показывает нам старую школу. Она пустует много лет.

– Раньше семьи были большие и здания школы стало не хватать, поэтому почти сорок лет назад построили новое, трехэтажное. А прежнее осталось неподалеку доживать свой век. Сейчас детей стало меньше – в школе учится немногим более восьмидесяти человек. Не остаются сдавать ЕГЭ, уходят после девятого класса. Тех же, кто решает доучиться, мы хотим удержать, создать интерес к учебе.

«ЧУдетство» – не единственный проект Елены, ставший победителем грантового конкурса программы «Родные города». В 2016 году в судьбодаровской школе ее стараниями и за счет средств гранта появилось сразу три студии – музыкальная, танцевальная и художественная.

– Первый проект был криком души, – признается Елена Владимировна. – Я учитель музыки и ИЗО, и для работы был только баян, да и тот клубный, старый. Танцевали с детьми в коридорах, держась за батареи. И тут из газеты узнала о грантовом конкурсе. Изучила документы и написала проект так, будто у меня никогда в жизни больше ни копейки не будет. Вложила всю душу.

Мы шагаем по пустым коридорам ремонтируемой школы, и Елена Владимировна с гордостью показывает кабинеты, где располагаются студии.

– Один мы оборудовали под музыкально-художественные занятия. Приобрели мольберты, этюдники, гипсовые головы. Закупили цифровое пианино, синтезатор, а для танцевального зала привезли зеркала – огромные, во всю стену. Теперь дети не только учатся здесь во время уроков, но и готовятся к региональным и федеральным конкурсам, становятся лауреатами, привозят грамоты.

На третьем этаже школы еще один кабинет, преображенный благодаря гранту, - кабинет химии. Людмила Николаевна Храмова, учитель химии, работает в школе больше сорока лет. Она не скрывает радости от того, насколько он изменился– поставили новые парты с пластиковым покрытием, купили оборудование для опытов, провели в класс воду, установили вытяжку. Учителям в Судьбодаровке часто приходится объяснять свой предмет на словах. Но какой интерес к химии может быть, когда школьник своими глазами не видит, как смешиваются реактивы в пробирках?

– Как тут уйти на пенсию? Теперь хочется работать и работать, – смеется она.

– Летом мы организовали мастер-классы по мыловарению, думали собрать старшеклассниц и несколько деток, которым было бы это интересно, – вспоминает Елена Владимировна. – Но желающих оказалось так много, что нам пришлось заниматься варкой мыла две недели. Варили обмылки, терли мыльную основу, заливали в формы. Я помогала смешивать цвета. Дети, наконец, отвлеклись от телефонов, им же тоже приятно что-то делать своими руками. Я давно не видела такой заинтересованности.

Пока класс не оснащен полностью – скоро прибудут микролаборатории, по одной на каждую парту, чтобы дети (впервые за много лет) смогли самостоятельно проводить опыты и смешивать реактивы, следом привезут проектор. На грантовые деньги в классе сделали перегородку для кабинета, где хранятся приборы, и поставили новую прочную дверь. Старую, по словам учителя химии, можно было снести одним пальцем. Она же купила пятьдесят метров ткани, а Елена Владимировна пошила из нее шторы для класса химии и других школьных помещений.

Директор судьбодаровской школы, Любовь Петровна Молотова, во всем помогает учителям. Она руководит уже четвертым по счету проектом. Вместе с Еленой они начинали в 2014 году, с проекта творческой студии «Мечты сбываются». Затем был «Клуб любителей иностранных языков» и «Русский стиль» – пошив костюмов для танцевальной студии.

– Раньше приходилось ездить за костюмами в Новосергиевку, а потом возвращать их обратно, – рассказывает Елена Владимировна. – Благодаря гранту мы купили швейную машинку, ткань, пошили шторы. У нас было две профессиональные швеи, одна шила платья, другая - шторы. Помогали родители и учителя, бывало, шили по ночам. Теперь даже сельский клуб берет у нас костюмы для своих выступлений – и детские, и взрослые. Каждый проект по-настоящему чему-то учит. Я не могу делать все сама, если чего-то не умею – привлекаю людей. Пока сидела со швеями, научилась шить. В городе для этого мне бы пришлось идти на курсы, платить деньги.

Елена пытается сделать так, чтобы в сельской местности детям было так же комфортно, как и городским.

Из кабинета химии Елена Владимировна нас провожает в другое помещение. Тут расположился «Клуб любителей иностранных языков». Учитель английского, Светлана Ирековна Максютова, собирает тут учеников со 2 по 11 класс. На ноутбуках они смотрят видеоролики. В этом году начинают новый проект – переписка с зарубежными сверстниками в социальных сетях.

– Планируется, что в 2022 году школьники будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку. Поэтому основная наша цель – мотивация к изучению языков. Через знакомых мы ищем иностранных школьников, они нам шлют свои видеоролики, мы в классе записываем свои и отправляем им. Теперь будем вести электронную переписку.

Помимо общения, школьники участвуют в районных научно-практических конференциях, озвучивают на уроках мультфильмы и поют на семи языках – немецком, английском, французском, португальском, итальянском, башкирском, русском.

Из школы мы направляемся к детскому саду. За его калиткой расположилась самая большая в деревне площадка для детей, построенная нефтяниками в 2016 году. Внутри здания Елена Владимировна краской разрисовывала стены, а сын помогал штукатурить. Раньше в детском саду не было пластиковых окон, и при плохой погоде в щели задувал ветер. Мебель была старая – ее сменили на деньги гранта в 2014 году. Но самое главное приобретение – интерактивная доска. На ней рисуют, пишут, решают примеры, проходят обучающие программы.

– Поднять людей тяжело, – признается Елена Биттыкова, когда мы завершаем круг и возвращаемся к ее дому на улице Школьной. – Первый проект, который я готовила, мало кто воспринимал всерьез. Не понимали, ради чего столько носиться. Я не спала ночами. Сейчас люди начали понимать, что реализовать можно многое. Сначала не было ничего, а потом появилось цифровое пианино, синтезаторы, мольберты, зеркала. Теперь детям хочется идти в школу, потому что все новое, интересное.

Мы оглядываем улицу – в песочнице возятся дети, вокруг разбросаны ведерки и формочки – они лепят песочный форт.

Дети.jpg

– Мне хочется дальше развивать детскую площадку, поставить домики и беседки, проводить вечерние чтения. У нас есть клуб, но туда не все доходят – детей не отпускают, бабушкам не позволяет здоровье. А здесь, в маленькой «семье», удобно и комфортно. Почему бы не поставить спортивные тренажеры? Даже самые простые.

– Зачем это вам?

– Когда узнаешь, что мой проект победил, на работу ходишь с другим настроением, – улыбается Елена Владимировна. - В классе теперь есть все для работы. У ребят глаза горят, а я радуюсь. Ради чего мы еще живем? Ради того, чтобы детям было чуть лучше, чем нам. Были мусорные кучи – теперь дети качаются на качелях. Чувствуешь себя волшебником.


Возврат к списку